Волненьем жизни утомленный
«Волненьем жизни утомленный…»
Богданова Н.В.
(Гурзуф)
В веселой суматохе дворянской Москвы 26 мая (с.с.) 1799 года в четверг, в День Вознесения господня, в семье дворянина, отставного майора С.Л.Пушкина родился сын. 8 июня крещен в соборе Богоявления в Елохове и наречен Александром.
Нынче в 211-й раз мы отмечаем день рождения «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина. Этот день стал настоящим праздником с цветами, музыкой и стихами. Невольно задумываешься – а был ли для Пушкина день его рождения важным событием его жизни? Судя по «Летописи жизни Пушкина» можно сказать, что этот день был для него днем раздумий, борьбы внутри самого себя.
Особенно интересен в этом плане 29 год рождения. Это событие стало поворотным моментом в жизни поэта. Весь предшествующий год был для него очень сложным. Только самые внимательные из людей, окружающих Александра Пушкина в этот год, замечал в нем какое-то томление, внутренне недовольство, даже душевное страдание… «…Я довольно часто встречался с Пушкиным в Москве и Петербурге… он легко знакомился, сближался, особенно с молодыми людьми, вел, по-видимому, самую рассеянную жизнь, танцевал на балах, волочился за женщинами, играл в карты… среди всех светских развлечений он порой бывал мрачен; в нем было заметно какое-то грустное беспокойство, какое-то неравенство духа; казалось, он чем-то томился, куда-то порывался» - так вспоминал знакомый Пушкина Н.В.Путята. Он увлечен картами да новыми амурными похождениями. За зеленым столиком поэт просаживал все свои литературные гонорары.
А.С.Пушкин «мечется» между Москвой и Петербургом. Одна дама сердца в Москве, другая – в Петербурге. Он мечтает бежать за границу или отправиться на войну с турками. Муж его сестры Ольги, Павлищев Н.И., писал о Пушкине той поры: «…или сидит букой, или на жизнь жалуется; Петербург проклинает, хочет то за границу, то на Кавказ». В очередной раз ищет облегчения в любви, серьезно увлекается Анной Олениной, видя в ней будущую жену, называя ее уже Анной Пушкиной. Он делает ей предложение и получает отказ. Душу посетило отчаяние, он был одинок как никогда. Бедный Пушкин, как любила позже говорить его жена.
И вот его день рожденья, который он отметил мрачным стихотворением:
«Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал
Душу мне наполнил страстью
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною;
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучной жизни шум.
Воистину крик души! Стихи эти попали к знакомой Пушкина Елизавете Михайловне Хитрово, дочери маршала М.И.Кутузова, которая посылает их митрополиту Филарету. Святитель Филарет пользовался громадным авторитетом у современников, в том числе и у писателей. Пушкин и Филарет не были лично знакомы. Известно, что Пушкин бывал в церкви во время служения митрополита и очень ценил его деятельность. У них были общие знакомые, старавшиеся сблизить двух великих современников между собой.
Митрополит Филарет, высоко ценивший талант поэта, увидел в этих стихах «стон потерявшейся души, ропот самопожирающего отчаяния» Филарет протягивает поэту руку помощи и отвечает ему тоже стихами:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум,
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.
Стихотворение Филарета пронизано идеей возвращения к Богу заблудшей человеческой души. Пушкин, получив это стихотворение-ответ, был поражен и несказанно обрадован. Все встрепенулось в сердце поэта. Его охватил восторг, ставший основой для духовного перерождения. С этих событий начался главный и лучший период творчества Пушкина и, наконец, на исходе этого года, он встретил «свою мадонну» Н.Н.Гончарову.
Послание Филарета спасло гения русской поэзии от душевного мрака, озарило его, подвигло к высокому полету, повернуло к православному восприятию мира.
Более ста лет обсуждается тема поэтического спора Пушкина и Филарета. А вот один из лучших современных иконописцев Зенон использовал эту историю при написании иконы. На ней двое – митрополит московский святитель Филарет и поэт Александр Пушкин. Взоры их обращены друг к другу. Филарет в священных ризах, с Евангелием в левой руке, над головой – святой нимб и надпись «св.Филарет». Пушкин - в римской тоге, с лирой в руке, на голове – лавровый венец. Его правая рука раскрыта в знак того, что он принимает поучения святителя, а Филарет указует поэту перстом правой руки в знак того, что он дает ему пастырские наставления. За спиной у Пушкина – мирское здание, за спиной Филарета – храм. Между тем и другим перекинута красная плащаница в знак единения.
Эта икона поднимает в душе самые сложные, самые возвышенные волнения. Ознакомиться с нею можно в одном из залов музея А.С.Пушкина в Гурзуфе.
вернуться: