17 марта музей работает до 17:00. 18 марта музей не работает
14 ноября 1831 Пушкин снова принят в Коллегию иностранных дел для работы в архиве.

Музей открыт в июне 1989 г. Его экспозиция расположена в 6 залах и рассказывает о крымском периоде жизни поэта.Представлены прижизненные издания А.С.Пушкина, предметы быта пушкинской эпохи и крымского быта начала 19 века. В июне 2007 г. создан мемориальный кабинет выдающегося ученого-пушкиниста Б.В.Томашевского, являющегося инициатором создания музея.
Музей расположен по адресу:
Республика Крым, пгт. Гурзуф, ул.Набережная,1 (298640).
Расписание работы: с 10.00 до 18.00. (среда: до 20.00)
Выходные дни : понедельник, вторник.

☎: 8(3654)36-38-86, +7(978)204-86-34

Из истории создания памятника

Из истории создания памятника А.С.Пушкину
для Гурзуфа М.К.Аникушиным

Богданова Н.В.
(Гурзуф)

В октябре этого года  исполняется 85 лет со дня рождения известного скульптора М.К.Аникушина. Личность А.С.Пушкина, его творчество всегда волновали воображение Михаила Константиновича – создателя скульптурной  Пушкинианы. «Работая над образом Пушкина, Аникушин жил в атмосфере его поэзии, он стремился прочесть Пушкина глазами скульптора, создать образ поэта во взаимодействии с его  поэзией, пластически выразить свое понимание Пушкина» (1)

Известность М.К.Аникушину принес памятник А.С.Пушкину в Ленинграде, установленный на Площади Искусств 19 июня 1957 года. Восемь  лет (1949 -1957) посвятил автор неустанному труду в поисках лучшего решения образа, за эту работу 22 апреля 1958 года скульптору была присуждена Ленинская премия. В своем выступлении при обсуждении проекта М.К.Аникушин сказал: «Пушкин очень яркий человек по своему характеру, прост  в своих действиях и ясен в мыслях, поэтому я старался отбросить все детали, которые бы заслонили это ясное изображение нашего  великого поэта. Пушкин живет вместе с нами, со всем народом, сливается с ним. Я хотел бы, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло какой-то радостью и солнцем. «Солнцем русской поэзии» назвал его Жуковский, и это я и хотел показать в памятнике» (2).

Творчески следуя своим «аникушинским» путем, автор приблизился к подлинному образу Пушкина и создал целую серию высокохудожественных работ, украсивших Ленинград, Пушкин, Пушкинские горы.

Летом 1958 года член-корреспондент академии художеств, Лауреат Ленинской премии скульптор М.К.Аникушин приезжает на отдых в Гурзуф в дом творчества художников СССР им. К.Коровина. «Курортная газета» пишет: «По оливковой роще Гурзуфского парка мы идем к морю. Здесь у мемориальной доски А.С.Пушкину Михаил Константинович Аникушин останавливается – Мне приятно отдыхать в местах, где некогда бывал великий поэт, говорит он» (3).  В этом же году, в доме творчества проводила свой отпуск большая группа мастеров изобразительного искусства (4). Итогом встреч скульптора с общественностью Крыма, писателями и журналистами, живым интересом к крымскому периоду жизни поэта явилась работа над памятником для Гурзуфа. В 1959 году «во Всесоюзный музей А.С.Пушкина обратились деятели науки и искусства с предложением установить в Гурзуфе бронзовую фигуру А.С.Пушкина, выполненную заслуженным деятелем искусств, лауреатом Ленинской премии М.К.Аникушиным… Памятник будет воздвигнут к 160-летию со дня рождения поэта… Ялтинские городские организации приняли дар с благодарностью…Главному архитектору города поручено подыскать место для установки памятника» (5) об этом сообщает « Курортная газета». Но памятник в Гурзуфе так и не был установлен. Хотя над ним М.К.Аникушин трудился долгих 14 лет, вспоминает его жена – Мария Тимофеевна Литовченко. В начале 1959 года скульптор создает из гипса проект памятника для Гурзуфа (Хранится в музее А.С.Пушкина, г. Пушкин) (6). Работа над памятником для Гурзуфа – это продолжение работы над образом поэта после завершения памятника для Ленинграда. И несмотря на то, что ленинградский монумент стал частью его жизни, скульптор как бы заново проходит путь к решению образа поэтя.

Вспоминая о пушкинских местах Гурзуфа, где поэт провел «счастливейшие минуты своей жизни», М.К.Аникушин представляет молодого А.С.Пушкина на фоне южной природы, теплого ласкового моря. Было  сделано много рисунков, создано несколько эскизов. По каталогу работ М.К.Аникушина три эскиза фигуры для памятника, сделанные из гипса в 1959 году, хранятся в музее А.С.Пушкина (г. Пушкин), а гипсовый эскиз поколенной фигуры в мастерской художника. В 1960г. Из тонированного гипса создается еще один эскиз фигуры для памятника. В 1961г. – гипсовая голова и гипсовый тонированный эскиз фигуры. Через два года скульптор лепит из глины двухметровую фигуру к памятнику. Но его  эта работа не удовлетворила, и он уничтожает её. К образу А.С.Пушкина М.К.Аникушин возвращается вновь и вновь: В рисунке, датированном 1964 годом, поэт изображен сидящим на камне, руки опущены, спина прямая, он как бы вглядывается в морскую даль.

В рисунке 1967 г., сделанном беглой линией, юный Пушкин сидит на отмели. Поэт задумался. Правой рукой опирается о землю, левая положена на колено ноги.

Наконец в 1972 г. М.К.Аникушин создает модель памятника А.С.Пушкина для Гурзуфа. В ней тема, всегда жившая в художнике, выражена глубоко, пластично, по-новому раскрыты романтичность, человечность и обаятельность молодого человека.

Глубокое знание М.К.Аникушиным образа А.С.Пушкина, основанное на изучении прижизненных портретов и автопортретов поэта, приобретенное в многотрудном процессе долголетней работы над памятниками, статуями и бюстами, привело к тому, что образ  поэта всегда волновал его, поэтому все близкое  А.С.Пушкину он остро чувствовал. Смерть Михаила Константиновича в 1997 г. Помешала ему осуществить давнюю мечту – установить памятник поэту в Гурзуфе. Памятник 1973 года хранится в мастерской художника.

В Гурзуфе в 1987 в юго-восточной части парка военного санатория открылся памятник А.С.Пушкину, представляющий собой фигуру молодого поэта, сидящего на камнях, автор – Б.Довгань. Б.Довгань продолжает крымскую пушкиниану М.К.Аникушина.  Но в работах М.К.Аникушина в каждой внешней  черте раскрыта внутренняя жизнь поэта – бунтаря, лирика, мыслителя, философа. Молниеносный, быстрый взгляд широко раскрытых глаз, в которых затаился огонь вдохновения.

Между  прошлым и настоящим прочная и неразрывная нить – памятники. Памятник от память…» Уходим мы или приходим, а он всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в сиянии, в мутном молоке зимы – всегда стоит» (7) – так определила М.Цветаева бессмертие поэта воплощенное в его памятники, над созданием которых всю жизнь трудился Михаил Константинович Аникушин.

Литература:

  1. Замошкин А.И Михаил Константинович Аникушин. Л.,  Художник РСФСР, 1979.- с.32
  2. Пушкин и его время.Исследования и материалы % Вып.!.Л.,1962,-с.460
  3. Иванов П.Скульптор Аникушин- Курортная газета,№ 146, 1958,с.3
  4. Курортная газета.,№ 175,158,с.3
  5. Сошин Г.Памятник А.С.Пушкину в Гурзуфе –Курортная газета, 1959,29 марта
  6. Замошкин А.И.Михаил Константинович Аникушин.Л.,Художник РСФСР, 1979 –с.322
  7. Цветаева М.Мой Пушкин. 1967 –с.42

вернуться:

Сборник 1

Главная: Карта сайта